Как правильно выбрать автомобиль с пробегом: советы экспертов
Вторичный рынок автомобилей — это бюджетный вариант замены авто. Однако в отличие от приобретения новых машин у официальных производителей, этот вариант связан с риском. Недобросовестные продавцы утаивают реальное состояние автомобиля, его пробег и даже проблемы с документами и регистрацией. Эти нюансы могут привести к дополнительным тратам, которые будут практически равны сумме покупки.
В статье расскажем, как правильно выбрать машину с пробегом, на какие нюансы обратить внимание и где лучше покупать б/у автомобили.
Проблемы при покупке б/у автомобиля
Главная опасность при выборе подержанного авто — неизвестность. На нем ездили незнакомые люди, поэтому вы не знаете, какой был у них стиль вождения, как тщательно они ухаживали за транспортным средством и попадало ли оно в аварии. Часто недобросовестные продавцы скрывают эти нюансы, чтобы поставить наиболее высокую цену.
При покупке б/у автомобиля встречаются 3 основные проблемы:
- Скрученный пробег. Количество пройденных километров напрямую влияет на стоимость машины: чем оно выше, тем дешевле цена на вторичном рынке. Это связано с высоким износом деталей и механизмов, что требует от нового владельца дополнительных расходов. Например, если автомобиль использовался для оказания услуг такси или курьерских службах, его цена будет намного ниже, поэтому недобросовестные продавцы иногда изменяют показатели одометра. Такие авто лучше не выбирать, так как их механизмы сильно изношены.
- Битый кузов. Заводская автомобильная краска качественнее и долговечнее, чем покрытие, которое наносят на поврежденный кузов самостоятельно или в мастерской. Поэтому, если транспортное средство было в аварии, то перекрашенные элементы начнут ржаветь быстрее, а это потребует новых расходов на покраску. Всегда лучше уточнить, была ли машина в ДТП и попросить снижение стоимости, если это так.
- Некачественная эксплуатация. Экстремальное вождение, езда по ямам, резкий старт или торможение и даже плохой прогрев двигателя зимой могут привести к преждевременному износу механизмов авто. Например, ступичный подшипник в среднем рассчитан на 150−200 тысяч километров, но если бывший владелец часто ездил по бездорожью или резко стартовал, то они могут износиться и через 50−75 тысяч километров. Поэтому лучше уточнить у владельца при покупке, как и где эксплуатировался автомобиль.
- Иногда проблемы могут возникнуть с документами на транспортное средство, но это происходит только при покупке подержанных моделей у частных владельцев. Поэтому если решите купить автомобиль с рук, то лучше проверить его по открытым базам ГАИ, а также уточнить не наложен ли на владельца запрет на продажу имущества или другие штрафные санкции.
Подбор автомобиля с пробегом
Первое, что необходимо сделать перед тем, как выбрать авто, — правильно распланировать бюджет. В него необходимо включить не только цену машины, но и дополнительную техническую диагностику перед покупкой, а также стоимость оформления документов.
При оценке бюджета лучше закладывать дополнительные траты, потому что могут возникнуть непредвиденные расходы. Для точного расчета суммы, которую вы готовы потратить на подержанный автомобиль, учитывайте цели покупки и условия эксплуатации. Это поможет сузить диапазон поиска.
После составления бюджета и выбора оптимальной модели, машина требует визуального осмотра и тест-драйва. Это поможет понять, насколько она подходит вам и соответствует заявленной стоимости. Проверять состояние транспортного средства лучше всего при дневном свете и на улице, так как в гараже или при пасмурной погоде можно не заметить мелкие изъяны.
Осмотр кузова
Кузов — это одна из главных проблем подержанных машин. Он может быть перекрашен предыдущими владельцами не только из-за аварий, но и из-за первых признаках ржавчины или гниения. При выборе транспортного средства обратите внимание на:
- Крепежные болты. Если транспортное средство было в ДТП и один из элементов кузова заменялся, то на болтах будут следы от инструментов: царапины, задиры, сколы. Визуально это не всегда просто заметить, но можно провести по поверхности болта пальцем, если она гладкая, то скорее всего части кузова заводские и машина не была в ДТП.
- Зазоры. У авто, которое подвергалось сложному ремонту, зазоры между кузовными панелями неровные и отличаются по размеру. Нормы зазоров нигде не прописаны, поэтому, чтобы оценить их качество, иногда надо посмотреть несколько машин одной модели.
- Лакокрасочное покрытие. Определить перекрашенные элементы можно с помощью толщиномера, он помогает с высокой точностью определить толщину краски. Если слой неравномерный по всей площади кузова, то он точно подвергался эстетическому ремонту. В этом случае лучше уточнить у продавца, когда и почему хозяин его красил. Если нет толщиномера, то просто проведите рукой по поверхности кузова — если она шершавая, то машину перекрашивали.
- Стекла. Все заводские стекла имеют серийный номер на углах в котором указан год производства. Если он отличается от возраста авто, то скорее всего владелец менял стекла.
Дополнительно эксперты рекомендуют проверить пороги, низ дверей, подкрылки и днище на следы коррозии.
Осмотр салона
Состояние салона может указывать на отношение владельца к своей машине. Если обивка сидений, приборная панель, подлокотники и другие элементы выглядят грязными, то это может быть плохим знаком. Вполне возможно, продавец не ухаживал за ней не только внутри, но и снаружи. Поэтому в будущем могут обнаружиться серьезные неполадки с ходовой частью.
В некоторых случаях состояние салона помогает проверить добросовестность продавца. Например, если руль, педали или коробка передач сильно изношены, а одометр показывает всего 70 тысяч километров, то скорее всего владелец скрутил пробег, чтобы поднять стоимость авто. Некоторые могут перед продажей заменить обшивку руля или коробки передач, чтобы салон выглядел привлекательнее. Однако подобрать обивку такого же материала, как заводской сложно, поэтому при тщательном осмотре можно увидеть разницу.
Дополнительно эксперты рекомендуют проверить работу бортового компьютера, сигнальных лампочек и другой электроники в салоне.
Тест-драйв
Машину лучше покупать предварительно протестировав в реальных условиях. Делать это нужно не на площадке, а в городе. Так вы сможете послушать автомобиль, оценить его податливость, разгон, состояние тормозов и подвески. Эксперты советуют выбирать дороги с большим количеством светофоров и «лежачими полицейскими». Во время такой поездки могут вскрыться проблемы, о которых продавец решил умолчать.
При покупке авто в салоне с тест-драйвом обычно не возникает проблем. Однако частные лица могут отказать в такой проверке или сами сесть за руль. В таком случае лучше посмотреть другие машины, так как продавец скорее всего что-то скрывает.
Осмотр технического состояния на СТО
Визуальный осмотр авто и тест-драйв — это только первая часть проверки. Если по всем критериям салон и кузов оказались хорошими, а тест-драйв не выявил неполадок, то пора отвезти машину на СТО. Там специалисты проведут полную компьютерную диагностику, проверят состояние ходовой части, износ элементов, электронику и вин-номера.
Для допродажной диагностики лучше выбирать сервисные центры той марки, которую вы покупаете. Мастера в салонах официальных представителей знают нюансы определенных моделей, могут быстро определить скрытые недостатки, правильно оценить состояние механизмов и дать советы по эксплуатации.
Документы для покупки машины с пробегом
В Беларуси купить подержанный автомобиль можно только на основании договора купли-продажи. Для оформления доверенности на б/у авто понадобятся:
- документы, удостоверяющие личности продавца и покупателя;
- свидетельство о регистрации транспортного средства;
- страховой полис;
- номерные знаки.
После оформления сделки новый владелец должен поставить автомобиль на учет в ГАИ в течение 30 дней с момента покупки.